Учимся вместе. Русский язык

4 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК

Разбор по членам предложения!
Памятка
Разбор по членам предложения - важнейшая часть уроков русского языка. 
Для начала я вам напомню то, что вы уже изучали в 3 классе.


Предложение - это слово либо несколько слов, ко­торые выражают законченную мысль. 


По цели высказывания предложения бывают:
повествовательные - в них о чём-либо сообща­ется. Например: Завтра мы уезжаем в Москву. 
вопросительные - в них содержится вопрос. 
Например: Ты читал книгуДжоан Ролинг «Гарри Поттер и узникАзка­ бана»?
побудительные - в них содержится побуждение к действию, совет, просьба или приказ 
Например:Берегите род­ную природу!.


По интонации предложения бывают:
восклицательные 

Например:Какая тёплая осень!
невосклицательные 
Например:Тёплая осень.


В предложении есть главные члены и второстепенные члены предложения.

Главные члены - подлежащее и сказуемое - состав­ляют грамматическую основу предложения.
Подлежащее - главный член предложения, обозна­чающий предмет речи, то есть то, о чём или о ком го­ворится в данном предложении. Подлежащее отвечает на вопросы к т о? ч т о? и подчёркивается одной чер­той
Сказуемое - главный член предложения, обозна­чающий то, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? и др. и подчёркивается двумя черта­ми
Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации.
Определение – это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? и подчёркивается волнистой линией.
Например: Распустились первые весенние цветы. ((какие?)первые (какие?)весенние - это слова определение)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей(то есть всех падежей, кро­ме именительного) и подчёркивается пунктирной ли­нией.
 Например: Марина получила письмо от подруги. ((что?) письмо от (кого?)подруги - это слова дополнение)

Обстоятельство - второстепенный член предложе­ния, обозначающий место, время, причину, цель, спо­соб действия предмета. Обстоятельство отвечает на вопросы где? куда? от куда? когда? п оч е м у? зачем? с какой целью? как? и др. и подчёрки­вается пунктиром с точкой. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого. 
Например: Ветер дул с юго-востока. ((откуда?) с востока - это обстоятельство)

И для самопроверки, пройди тест.
ТЕСТ  


Продолжаем дальше...

Предложения бывают:    

нераспространённые - состоят только из главных членов Например: Стояли морозы.
распространённые - состоят из главных и второ­степенных членов 
Например: В январе стояли сильные морозы.


Новая тема


Предложение может быть осложнено однородными членами. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предло­жения. Они связываются  между собой союзами и, а, но    либо интонацией перечисления.
Однородными могут быть любые члены предложе­ния:
однородные подлежащие 
Например: Сосна, ель, пихта, кедр, лиственница относятся к хвойным деревьям. 


* однородные сказуемые 
Например: Ребята катались на санках с ледяной горки, играли в снежки.
однородные определения 
Например: Я больше люблю не красные, а жёлтые помидоры.
однородные дополнения
Например: В вазе стоял красивый бу­кет из роз, лилий, ирисов.
однородные обстоятельства 
Например: На деревьях и кустах распустились клейкие листочки. 


Предложение, имеющее в своём составе две (и бо­лее) грамматические основы, называется СЛОЖНЫМ. Другими словами, сложное предложение состоит из нескольких простых предложений. 
Например: Звенела весёлая капель, и бежали ручьи.
 
Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается кашка, качаются пушистые одуванчики



Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами
Пример: Я вспоминал о Лене, и меня поразила мысль, как много людей уходит из жизни и уже никогда не вернётся. Так ушли Лена, и тётя Надя, и дед мой пасечник, и отец, и дядя Юзя, и много других людей.

Пример: И брат тоже начинал полоть огурцы, или свёклу мотыжить, или картошку полоть.

Пример: Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим.

Пример: Перед ним были только мундир, да корсет, да фрак, перед которыми чувствует холод художник и падает всякое воображение.

Пример: Целых полчаса бился Чертопханов с Машей. Он то подходил к ней близко, то отскакивал, то замахивался на неё, то кланялся ей в пояс, плакал, бранился...

Пример: То ли Мурзинкой, то ли в другом месте был большой рудник.

Пример: Однако это здорово...- не то подумал, не то забормотал я.

Пример: Поезд отошёл, но я не видел из окна ни мамы, ни Гали, потому что густой пар от паровоза закрыл платформу и всех провожающих.








ПЛАН И ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ 
План разбора предложения    
1. Определи вид предложения по цели вы­ сказывания (повествовательное,вопроситель­ ное, побудительное).
2. Определи вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
з. Подчеркни грамматическую основу пред­ ложения - подлежаLцее и сказуемое (простое предложение; предложение осложнено одно­ родными членами; сложное предложение).
4 . Определи вид предложения по наличию в нём второстепенных членов (распространён­ ное, нераспространённое)и подчеркни их.
5. Укажи, какой частью речи выражен каж­ дый член предложения. 
например:



Для закрепления выполни упражнения  (упражнения выполняй в тетради для доп.занятий)

Интерактивный тест

Отредактируй текст


Восстанови порядок предложений в тексте


Деформированный текст


упр.1.
Спиши текст. Поставь пропущенные запятые. Вы­ пиши предложения с однородными членами и укажи в них главные и второстепенные члены.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка побежал весёлый ручеёк наполнил до краёв большую лужу перелил­ся через край и дальше в лес побежал. Выбрались из-за коры жучки и букашки. Расправили они кры­ лышки и полетели в разные стороны. Проснулась ящерица уселась на тёплом солнышке. 

упр.2.

Составь из данных предложений предложения с однородными членами. Разбери по членам последнее предложение и составь его схему.
1. Одуванчики цветут около больших дорог. Одуванчики цветут около лесных тропинок.
2. Дети ныряли. Дети плавали. Дети загорали на песке.
3. Муравьи несли в муравейник хвою. Муравьи несли в муравейник жуков. Муравьи несли в му­ равейник личинки.
4. Девочка собирала в лесу сыроежки. Девочка собирала в лесу лисички. Девочка собирала в лесу боровики. Девочка собирала в лесу грузди.
5. Берёзы пожелтели. Осины пожелтели. Клёны пожелтели. 

упр. 3.

Составь из данных предложений предложения с однородными членами. Разбери по членам последнее предложение и составь его схему.
1. Одуванчики цветут около больших дорог. Одуванчики цветут около лесных тропинок.
2. Дети ныряли. Дети плавали. Дети загорали на песке.
3. Муравьи несли в муравейник хвою. Муравьи несли в муравейник жуков. Муравьи несли в му­ равейник личинки.
4. Девочка собирала в лесу сыроежки. Девочка собирала в лесу лисички. Девочка собирала в лесу боровики. Девочка собирала в лесу грузди.
5. Берёзы пожелтели. Осины пожелтели. Клёны пожелтели. 

упр. 4.

Спиши, вставляя в предложения сказуемое.
... суровая зима. Снег ... всю землю. Трудно зайчику в лесу без еды. Однажды ... он на ря­бине красные ягоды. ... зайчик вокруг дерева. 
упр. 5.

Спиши. Поставь вопросы к выделенным сло­ вам и укажи, какими членами предложения они явля­ются.
1. У калитки в сад прибит почтовый ящик. 2. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. 3. За горами метались зарницы. 4. В сырых впадинах синели незабудки. 5. Медленно двига­ лось в небе солнце. 

упр. 6.

Спиши. При помощи знаков препинания укажи границы предложений.
Разбери по членам последнее предложение.Выпиши из него слова, связанные по смыслу с главными чле­ нами.
Слетаются ночные бабочки к нашей северной орхидее - ночной красавице любке ведь только ночью открываются её цветы и пахнут только но­ чью ночной ёжик семенит по тропинке ночная ле­тучая мышь порхает над головой ночная кукушка годы считает туман повис над рекой сонно чмо­ кают мокрыми губами ленивые рыбы. 

упр. 7.

Сделай нераспространённые предложения рас­пространёнными. Подчеркни в каждом предложении главные и второстепенные члены.
1. Я пишу. 2. Бабушка вяжет. 3. Вы испугались? 4. Жара! 5. Грянул гром, сверкнула молния, и по­ шёл дождь. 

упр. 8.

Допиши предложения. Подчеркни в каждом пред­ложении дополнение и укажи слово, к которому оно от­ носится.
1. Ксения подарила (кому?) красивые (что?). 2. Митя поймал в реке (кого?). З. Кирилл дружит кем?) и кем?). 4. Ребята помогают зимой (ко­ му?), они насыпают (что?) в кормушки. 5. Школь­ ники писали (что?) чём?). 

А теперь пройди тест
ТЕСТ  



Прямая речь

Я попросил папу, чтобы он проводил меня.
Я попросил папу: "Проводи меня".
"Проводи меня", - попросил я папу.

2 и 3 предложения - это предложения с прямой речью. Если слова автора стоят в начале предложения, то перед прямой речью ставим двоеточие (:), если же после - то тире (-). Прямая речь выделяется кавычками (" "). Обратите внимание, что прямая речь пишется с заглавной буквы.

Пример:


или второй вариант схемы
А:"П."
Ребята, обратите внимание, что если в конце предложения ставится точка, то и в схеме тоже нужно ставить точку. Если другой знак, то и вы ставите другой.
Приведу ещё пример:

Говорит один Мороз другому: "Братец Мороз-Синий нос, как бы нам позабавиться, людей поморозить?"


или
А:"П?" (второй вариант схемы)

Задания для закрепления: 

Расставь верно знаки

1.
Составьте схемы к данным предложениям.
1. «Землю разделили – давай море делить», - проговорил Никита.
Р.н.с. «Никита-Кожемяка»
2. Знайка сказал: «Сделаем воздушный шар и полетим на шаре».
Н.Носов «Приключения Незнайки».
3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега.
Р.н.с. «Гуси-лебеди».
4. «Пузырь, может на тебе переплывем?»- спросил Лапоть.


Р.н.с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть»


2. 

Выделите знаками препинания прямую речь:
И чайник шепнул утюгу ccccc Но блюдце сказало
Я дальше идти не могу. Гляди, кто это там позади?
И заплакали блюдца И видят: за ними из тёмного бора
Не лучше ль вернуться? Идёт-ковыляет Федора.
И зарыдало корыто
Увы, я разбито, разбито!


Пришлите ответы мне на почту.
3.
Исправь ошибки
Бабушка сказала внучьке наогароде поспела слаткая морковь.
4.
Творческая работа. Составить 1-2 предложения с прямой речью или используя слова автора, допишите предложения с прямой речью.


Девочка удивилась: “... ?”
Болельщики прыгали: “... !”
Товарищу возразил: “... .”



Ещё раз повторим, что сейчас вы изучили:

Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени, называются прямой речью.
Прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.
Слова автора, стоящие после прямой речи, начинаются с маленькой буквы, перед ними ставятся запятая и тире.
Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие



ТЕСТ "ПРЯМАЯ РЕЧЬ" (выполни на листке)


  1. Отметьте предложение с прямой речью.

     "В хорошей посуде и чай вкуснее", - гласит пословица.
     Пословица гласит, что в хорошей посуде и чай вкуснее.
  2.  В каком из предложений слова автора стоят после прямой речи?

    М. Горький писал: "Хорошая книга - просто праздник".
    "Удивительное это дело - книга! Вот подлинно уж диво дивное!"- написал Лев Кассиль.
  3. В этом предложении слова автора стоят перед прямой речью.

     "Какие книги вы любите?" - спросила Вера Васильевна.
    Саша сказал: "Я послезавтра на Волгу поеду".  
  4. В этом предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания.

    "Не трогай его!" - закричал Дубровский.
    "Не трогай его"! - закричал Дубровский 
  5. В этом предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания.

    "Кто этот человек", - спросил я дежурную.
    "Кто этот человек?" - спросил я дежурную.
  6. В этом предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания.

    Старик старухе говорит:"Старуха, дверь закрой!"
    Старик старухе говорит "Старуха, дверь закрой!"
     

Предложения с обращениями

  Обращение — это слово или сочетание слов, называющее лицо, к которому обращена речь:  (обращение выделено жирным шрифтом)

            Друзья, вы просите меня рассказать о себе побольше.  


            Здравствуй,
солнце да утро весёлое

        Обращение выражается именем существительным в именительном падеже и может находится в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.     


 1. Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой, а при произнесении с сильным чувством — восклицательным знаком: 

                  Ребята, спешите на урок.

             Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.  


После восклицательного знака следующее слово пишется с прописной(заглавной) буквы.  

2. Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон выделяется запятыми:  

                Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?   
3. Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу предложения точка, восклицательный знак, вопросительный знак:    

Простите за опоздание, товарищ генерал.

Здравствуй, красавица Волга!


О чём ты думаешь, казак

Задания для закрепления: (выполни на листке)

Сравни два предложения

1. 
Выберите обращения и подчеркни их.
1. Русый ветер, какой ты счастливый! 2. А ты, мальчик, завтра приходи с нами колоски собирать. 3. Не трещите, морозы, в заповедном бору, у сосны и берёзы не грызите кору. 4. Вихри, вьюги и бураны, разыграйтесь к ночи! 5. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна.

2. 
Расставьте недостающие знаки препинания. 
1. Почему вы к нам не приходите Виктор Иванович? 2. О ком ты думаешь Павел? 3.Куда же вы теперь поедете Варвара Михайловна? 4. Что ты поникла зелёная ива? 5. Не грусти мама не печалься. 6. Что же тут произошло Вася?



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
(Примечание: Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?)
По значению имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные,.
  • одушевленные, которые обозначают живые существа (людей и животных) и отвечают на вопрос КТО?
  • неодушевлённые, которые обозначают неживые предметы в собственном смысле слова и отвечают на вопрос ЧТО?

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:

  1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.
  2. географические названия
  3. астрономические названия
  4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.
Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.

Все имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему.

Существуют так же существительные общего рода.

Число имен существительных.

В русском языке есть формаединственного числа (обозначает один предмет в ряду однородных предметов): стул, носок, мальчик;множественного числа (обозначает неопределенное множество однородных предметов): стулья, носки, мальчики.
Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе.
Существительные, которые имеют только форму единственного числа:
  1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
  2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
  3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
  4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
  5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
  6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:
  1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
  2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
  3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
  4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
  5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.
В предложении имя существительное может быть любым членом

Начальная форма – Им. пад., ед. ч. 

Что мы знаем об имени существительном?



Изменение имён существительных по падежам


Запомни основные предлоги падежей

Определи падеж

Определи падеж 2

Определи падеж 3


ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Склонение имён существительных - это изменение существительных по падежам и числам.В русском языке есть три склонения.
К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями на -а, -я в именительном падеже.
При склонении этих
существительных соблюдается правило:
в
Родительном падеже - окончание -и,
в
Дательном и Предложном падежах - окончание -е.
И.п. мам-
а, дяд-я
Р.п. мам-
ы, дяд-и
Д.п. мам-
е, дяд-е
В.п. мам-
у, дяд-ю
Т.п. мам-
ой, дяд-ей
П.п. о мам-е, о дяд-е
1 склонение (задание)
Задание2
Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода.
В
Предложном падеже - окончание -е.
И.п. дом, окн-о
Р.п. дом-а, окн-а
Д.п. дом-у, окн-у
В.п. дом, окн-о
Т.п. дом-ом, окн-ом
П.п. о дом-е, об окн-е
2 склонение (задание)
Задание2
К 3 склонению относятся существительные женского рода с Ь на конце слова.
При склонении этих существительных в
Родительном, Дательном и Предложном падежах пишем окончание
-и.
И.п. ночь
Р.п. ноч-
и
Д.п. ноч-
и
В.п. ночь
Т.п. ночь-
юП.п. о ноч-и
 
3 склонение (задание)
Задание2

Несклоняемые имена существительные
Существуют также несклоняемые существительные (то есть они не изменяются по падежам и числам).В основном к ним относятся слова иноязычного происхождения, которые обозначают как неодушевленные предметы (кафе, радио), так и лица мужского и женского рода (атташе, леди); они также могут обозначать животных (кенгуру, шимпанзе), имена и фамилии (Элен Франкенштейн), географические названия (Баку, Хельсинки) и т.д.

Распредели слова. Задание

Несклоняемые имена существительные - слова-иностранцы
(информация для наблюдения)
слова-иностранцы

В русском языке есть разносклоняемые существительные
"Склонение разносклоняемых имён существительных"
таблица

Морфологический разбор имени существительного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное,
б) одушевленное или неодушевленное,
в) род,
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
III. Синтаксическая роль. 


Пояснение:
Существительное выписывается из текста в той форме, в которой оно стоит. Если существительное употреблено с предлогом, предлог может быть выписан вместе с существительным, однако его необходимо убрать в скобки, так как предлог является не частью формы существительного, а самостоятельным словом и отдельной частью речи. 
Начальной формой существительного является форма И. п. единственного числа для существительных, изменяющихся по числам, и для существительных только единственного числа. Начальной формой существительных только множественного числа является, естественно, форма И. п. множественного числа.
Далее следует указать морфологические признаки существительного, разделив их на постоянные и непостоянные.
К постоянным признакам относятся разряд по значению, одушевлённость, род, склонение, а для существительных, не изменяющихся по числам, и число.

Пример разбора:

От топота копыт пыль по полю летит.
(Чистоговорка)


(от) топота

1) имя существительное, обозначает предмет
начальная форма( далее Н.ф.) – (что?) топот;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, м.р., 2 скл.; 
непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.;
3) летит (от чего?) от топота - дополнение


копыт

1) имя существительное, обозначает предмет
Н.ф. – (что?)копыто;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ср.р., 2 скл.; 
непостоянные признаки: мн.ч., Р.п.;
3) от топота (чего?) копыт - дополнение


пыль

1) имя существительное, обозначает предмет
Н.ф. – (что?) пыль;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, ж.р., 3 скл.; 
непостоянные признаки.: ед.ч., И.п.;
3) (что?) пыль - подлежащее


(по) полю

1) имя существительное, обозначает предмет
Н.ф. – (что?) поле;
2) постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённая, ср.р., 2 скл.; непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.;

3) летит (где?) по полю - обстоятельство







Задания для закрепления














Игра "ПРЯТКИ"



РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
морфемный разбор


Разобрать слово по составу - значит указать, из каких частей оно состоит.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Определить слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
  5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

КОРЕНЬ - это главная часть слова. В нём заключён смысл слова. 

продолжение следует....





Попробуйте свои силы! ОБЯЗАТЕЛЬНО прочитайте инструкцию к тесту! Желаю удачи вам!

Внимание! Инструкция прохождения теста
После того, как вы прошли по ссылке, нужно нажать слово "файл", далее "создать копию", назвать копию своим именем(обязательно поставить галочку около слов "также скопировать соавторов документа). После прохождения своей копии теста, нажать "файл", далее "скачать как", далее "изображение JPEG". И это изображение прислать мне на почту.


Удачи!














4 комментария:

  1. Марина Осиповна спасибо за помощь!

    ОтветитьУдалить
  2. В продолжении поста хочу отметить, что в Москве есть прекрасная компания http://listvennica.moscow в которой можно приобрести доски лиственницы по низкой стоимости с доставкой по Москве и Московской области. Доступные цены и высокое качество пиломатериалов из лиственницы у них прекрасно сочетаются. Советую всем обращаться к ним за досками из лиственницы!

    ОтветитьУдалить