Вниманию родителей!

ПАМЯТКА "КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ ПРАВИЛЬНО"
 (методика Марии Монтессори)

 Если Вы будете хотя бы раз в неделю перечитывать этот список, то взаимоотношения с Вашими детьми могут выйти на совершенно иной качественный уровень.=) 
1. Детей учит то, что их окружает. 
2. Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать. 
3. Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать. 
4. Если ребёнку демонстрируют враждебность – он учится драться. 
5. Если с ребёнком честны – он учится справедливости. 
6. Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким. 
7. Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить. 
8. Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. 
9. Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. 
10. Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. 
11. Если ребёнка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе. 
12. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь. 
13. Не говорите плохо о ребёнке – ни при нём, ни без него. 
14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребёнке, так что в итоге плохому не будет оставаться места. 
15. Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним. 16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребёнка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребёнку, который обращается к вам. 
17. Уважайте ребёнка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить её, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребёнка или других детей. 
18. Уважайте ребёнка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать. 
19. Будьте неустанны, разъясняя ребёнку то, чего ранее он понять не мог – помогайте ребёнку осваивать неосвоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребёнку, который находится в поиске, и быть незаметным для того ребёнка, который уже всё нашёл. 
20. В обращении с ребёнком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.             


                                              ++++++++++++++++++++++++++


А ВЫ КРИЧИТЕ НА ДЕТЕЙ?

 Я дорожу теми заметками, которые я получаю от своих детей, будь то каракули, нацарапанные маркером на желтых стикерах, или слова, написанные каллиграфическим почерком на линованной бумаге. Но стихотворение, которое я получила недавно в День Матери от своей 9-летней дочери было особенно значимым для меня. В самом деле, первая строчка этого стихотворения заставила меня почувствовать, как теплые слезы катятся по моим щекам. “Важно то, что… мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.” Но, должна вам признаться, это не всегда было так. На пике моей совершенно сумасшедшей жизни я начала практиковать то, что весьма отличалось от того, как я вела себя раньше. Я начала кричать. Это случалось не часто, но это было экстремально - словно перекаченный воздушный шарик, который внезапно лопается и заставляет всех в зоне слышимости вздрогнуть от страха. Итак, в какие же моменты мои тогда 3-летняя и 6-летняя девочки, заставляли меня терять терпение? В тот момент, когда одна из них настаивала на том, чтобы вернуться и взять с собой еще три ожерелья из бисера и ее любимые розовые очки, когда мы уже опаздывали? Или тогда, когда другая пыталась насыпать сама себе хлопья и вывалила всю коробку на кухонный стол? Или же когда она уронила и разбила моего особого стеклянного ангела, к которому я просила не прикасаться? Или когда она, словно профессионал, боролась со сном, когда мне так нужны были мир и покой? Или тогда, когда они вдвоем боролись за нелепые вещи: кто и как будет первым выходить из машины или кто из них получит больше сладкого соуса для мороженного? Да, именно эти вещи - обычные оплошности и типичные детские проблемы и отношения раздражали меня до такой степени, что я теряла контроль над собой. Мне нелегко было написать это предложение. И мне было нелегко пережить это время в моей жизни, потому что, по правде говоря, я ненавидела себя в эти моменты. Что же произошло со мной, что мне нужно было кричать на двух драгоценных маленьких людей, которых я любила больше жизни? Позвольте мне рассказать вам об этом. О моем безумии. Чрезмерное использование мобильных телефонов, перегруженность обязательствами, многостраничные списки дел, и стремление к совершенству поглотили меня. И то, что я кричала на людей, которых я любила, было прямым следствием потери контроля над своей жизнью. Неизбежно, я должна была где-то развалиться. Поэтому я разваливалась за закрытыми дверьми в компании людей, которые для меня важнее всего. Пока не настал тот роковой день. Моя старшая дочь стояла на табуретке и пыталась что-то достать из кладовой, как вдруг она случайно уронила целый пакет риса на пол. Когда миллион мельчайших крупинок словно дождь рассыпались по полу, на глазах моей девочки стали наворачиваться слезы. И вот тогда я увидела Это - страх в ее глазах, когда она приготовилась к тираде ее матери. Она боится меня, подумала я, и это было наиболее болезненное понимание, какое только можно вообразить. Мой шестилетний ребенок боится моей реакции на ее невинную ошибку. С глубокой скорбью, я поняла, что не была той матерью, какой бы я хотела быть для своих детей. И это не было тем, как я хотела бы прожить остаток своей жизни. В течение нескольких недель после этого эпизода, у меня был Срыв-Прорыв - тот момент болезненного осознавания, который и побудил меня встать на Hands Free-путь, чтобы отпустить ежедневные отвлекающие дела и понять, что действительно имеет для меня значение. Это было два с половиной года назад - два с половиной года на то, чтобы постепенного сократить избыток электронного безумия в моей жизни ... два с половиной года на то, чтобы освободить себя от недостижимого Эталона совершенства и социального давления, призывающего “все успевать”. Как только внутренней и внешней суеты стало меньше, гнев и напряжение, накопившиеся внутри меня, стали медленно рассеиваться. Со снижением нагрузки, я стала в состоянии реагировать на детские ошибки и прегрешения более спокойно, сострадательно и разумно. Я могла сказать что-то вроде: “Это просто шоколадный сироп. Ты можешь стереть его, и столешница будет как новенькая.” (Вместо того, чтобы издать раздраженный вздох, и закатить глаза.) Я предложила поддержать метлу в то время, как она подметала море из хлопьев, покрывающих пол. (Вместо того, чтобы стоять над ней с выражением неодобрения и крайнего раздражения.) Я помогла ей подумать, где она могла бы оставить свои очки. (Вместо того, чтобы стыдить ее за безответственность.) И в моменты, когда огромная усталость и непрекращающееся нытье собирались взять надо мной верх, я шла в ванную, закрывала дверь, и давала себе время, чтобы выдохнуть и напомнить себе, что они - дети, и дети совершают ошибки. Как и я. И с течением времени, страх, который вспыхивал в глазах моих детей в моменты неприятностей, исчез. И слава Богу, я стала пристанищем в их беде, а не врагом, от которого нужно бежать и прятаться. Я не уверена, что написала бы об этих глубоких преобразованиях, если бы не инцидент, который произошел в прошлый понедельник после обеда. В тот момент, я вновь почувствовала вкус перегруженной жизни, и желание кричать был на кончике моего языка. Я приближалась к заключительным главам книги, над которой я сейчас работаю, и мой компьютер завис. Внезапно правки целых трех глав исчезли у меня на глазах. Я провела несколько минут лихорадочно пытаясь восстановить последнюю версию рукописи. Когда это не сработало, я обратилась к резервному копированию, только чтобы обнаружить, что и там возникла какая-то ошибка. Когда я поняла, что та работа, которую я сделала для этих трех глав никогда не восстановится, мне хотелось плакать, и даже более - я была в ярости. Но я не могла себе этого позволить, потому что подошло время забрать детей из школы и вести их на занятия по плаванию. С большой осторожностью, я спокойно закрыла ноутбук и напомнила себе, что в жизни могут быть гораздо, гораздо более серьезные проблемы, чем переписывание этих глав. Затем я сказал себе, что не было абсолютно ничего, что я могла бы сделать с этой проблемой прямо сейчас. Когда мои дети сели в машину, они сразу же поняли - что-то не так. “Что с тобой, мама?” - спросили они в унисон бросив мимолетный взгляд на мое пепельное лицо. Я чувствовала, как мне хочется закричать: “Я потеряла три дня работы над своей книгой!” Я чувствовала, как мне хочется ударить по рулю кулаком, потому что, находиться в машине - было последним местом, где я хотела бы быть в тот момент. Я хотела вернуться домой и исправить свою книгу, а не вести детей на плавание, отжимать мокрые купальники, расчесывать спутанные волосы, готовить обед, мыть посуду и укладывать всех в постель. Но вместо этого я спокойно сказала: “У меня возникли небольшие проблемы прямо сейчас. Я потеряла часть моей книги. И я не хочу разговаривать, потому что я чувствую себя очень расстроенной.” “Мы сожалеем,” – сказала старшая за них обеих. И затем, как если бы они знали, что мне необходимо пространство, они молчали всю дорогу до бассейна. Мы продолжили тот день, и, хотя я был более тихой, чем обычно, я не кричала и изо всех сил старалась воздерживаться от мыслей о проблеме с книгой. Наконец, в тот день было почти все сделано. Я уложила младшую дочь в кровать и легла рядом со старшей. У нас было Время Ночного Разговора. “Ты думаешь, тебе удастся вернуть свои главы обратно?”, – спросила она тихо. И вот тогда я начала плакать - не столько о трех главах, я знала, что они могут быть переписаны. Мои слезы были больше связаны с усталостью и опустошением от написания и редактирования книги. Ведь, я была так близка к завершению. И то, что оно вдруг сорвалось - был невероятным разочарованием. К моему удивлению, моя девочка потянулась и мягко погладила мои волосы. Она сказала обнадеживающие слова, вроде: “Компьютеры могут быть такими расстраивающими”, и “я могла бы посмотреть, не смогу ли я найти эту резервную копию.” И, наконец: “Мама, ты справишься. Ты самый лучший писатель, я знаю” и “Я помогу тебе так, как смогу.” Во время моей “беды”, она была тем терпеливым и сострадательным вдохновителем, который не думал добивать меня, когда я и так уже упала. Мой ребенок не научился бы этому чуткому отклику, если бы я оставалась крикуньей. Потому что крик разрывает связь; он заставляет людей отдаляться, вместо того, чтобы подойти поближе. “Важно то, что ... моя мама всегда рядом, даже когда я попадаю в беду.” Мой ребенок написал это обо мне, как о женщине, которая прошла через сложный период, которым она не гордится, но благодаря которому она многому научилась. И в ее словах, я вижу надежду для других. Важно то, что ... никогда не слишком поздно, чтобы перестать кричать. Важно то, что… дети прощают, особенно если они видят, что человек, которого они любят, пытается измениться. Важно то, что... жизнь слишком коротка, чтобы расстраиваться из-за рассыпанных хлопьев и разбросанной обуви. Важно то, что ... неважно, что случилось вчера, сегодня уже новый день. Сегодня мы можем выбрать спокойный ответ. И, поступая так, мы сможем научить наших детей, что мир и спокойствие строят мосты - мосты, которые могут перенести нас через беду. 
Автор Rachel Macy Stafford's

                                        +++++++++++++++++++++++++++++++++++

Ч Т О   Ч И Т А Т Ь ?

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 Русские народные песенки, потешки, прибаутки (с рисунками Ю. Васнецова)
Л.Н. Толстой. "Азбука" (илл. А. Пахомова)
Стихи Ю. Никоновой, А. Барто, В. Вербы, Е. Благининой, В. Берестова, И. Токмаковой А.С. Пушкин. Сказки В.Г. Сутеев. "Сказки и картинки" В.А. Степанов. "Загадки для малышей", считалки В.К. Фетисов. "Берестяной кузовок" Н.И. Силков. "Молодец" С.Я. Маршак. "Английские народные песенки", "Сказка о глупом мышонке" М.С. Пляцковский. "Разноцветные зверята", "Урок дружбы" М.М. Потоцкая. "Острое поросячье заболевание" Т. Эгнер. "Приключения в лесу Ёлки-на-Горке", "Кариус и Бактериус" Э. Блайтон. "Знаменитый утёнок Тим" К.Д. Ушинский. "Васька", "Козлятки и волк", "Ветер и солнце", "Орёл и ворона", "Как рубашка в поле выросла" и др. Е.А. Пермяк. "Кто?", "Самое страшное", "Для чего руки нужны", "Хитрый коврик", "Раки", "Пичугин мост", "Про нос и язык" и др. В.А. Осеева. "Сыновья", "Кто хозяин?", "Хорошее", "Волшебное слово", "В одном доме", "Почему?" и др. П.П. Ершов. "Конёк-Горбунок" С.Т. Аксаков. "Аленький цветочек" М.Л. Михайлов. "Два мороза" В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович" Е.Л. Шварц. "Сказка о потерянном времени" В.П. Катаев. "Дудочка и кувшинчик", "Цветик-семицветик", "Девочка и белочка" В.В. Маяковский. "Что такое хорошо и что такое плохо", "Кем быть?" С.М. Михалков. "Рассказ о неизвестном герое" Н.Л. Забила. "Катруся уже большая" Н.Н. Носов. "Рассказы", "Весёлая семейка", "Приключения Незнайки и его друзей" Э.Н. Успенский. "Крокодил Гена и его друзья", "Дядя Фёдор, пёс и кот", "Зима в Простоквашино", "Вниз по волшебной реке" А.Н. Толстой. "Золотой ключик, или Приключения Буратино" А. Кумма, С. Рунге. "Вторая тайна Золотого ключика" А. Линдгрен. "Эмиль из Лённеберги", "Пеппи-Длинный чулок", "На острове Сальткрока" Дж. Родари. "Чем пахнут ремёсла?", "Приключения Чиполлино" Н.И. Сладков. "Лесные тайнички" и др. М.М. Пришвин. "Золотой луг" и др. Л.Ф. Воронкова. "Солнечный денёк", "Волшебный берег" Р.П. Погодин. "Что у Сеньки было? " С.Л. Прокофьева. "Приключения жёлтого чемоданчика" А.М. Волков. "Волшебник Изумрудного города" и др. В.Г. Рутковский. "Аннушка" Л.А. Сергеев. "Как на качелях" О. Пройслер. "Маленькая Баба-Яга" А.-К. Вестли. "Папа, мама, 8 детей и грузовик" К. Булычев. "Заповедник сказок" и др. Э. Распэ. "Приключения барона Мюнхгаузена" В.П. Крапивин. "След от крокодила" П. Трэверс. "Мэри Поппинс"

 МЛАДШИЙ И СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 Былины Адаптированная "Калевала" Г.У. Лонгфелло. "Песнь о Гайавате" В. и Л. Успенские. "Золотое руно", "Двенадцать подвигов Геракла" и другие мифы и легенды Древней Греции и Древнего Рима А.С. Пушкин. "Песнь о Вещем Олеге", "Повести Белкина", "Маленькие трагедии" И.А. Крылов. Басни Н.С. Лесков. "Левша", "Неразменный рубль", "Жемчужное ожерелье", "Зверь", "Привидение в Инженерном замке", "Пугало", "Фигура" О.М. Сомов. "Были и небылицы" А.Н. Толстой. "Детство Никиты" В.П. Бианки. "Лесная газета" А.П. Платонов. "Июльская гроза", "Неизвестный цветок", "Корова", "Ещё - мама", "Сухой хлеб" П.П. Бажов. "Зелёная кобылка", "Дальнее – близкое", "Медной горы Хозяйка", "Каменный цветок", "Малахитовая шкатулка", "Таюткино зеркальце" и др. Л. Пантелеев. "Честное слово", "Две лягушки", "Лёнька Пантелеев" Е.А. Пермяк . "Чужая калитка", "Дедушкины очки" Б.В. Шергин. "Миша Ласкин" Н.Н. Носов. "Витя Малеев в школе и дома", "Дневник Коли Синицына", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне" С.Л. Прокофьева. "Ученик волшебника", "Астрель и хранитель леса", "Лоскутик и облако", "Девочка по имени Глазастик" Г.Г. Почепцов. "Волшебный меч" С.М. Белоусов. "Вдоль по радуге, или Приключения Печенюшкина" Т.С. Леванова. "Сквозняки" В.А. Алексеев. "Проект АЦ" К. Булычев. "Сто лет тому вперёд" Л.И. Лагин. "Старик Хоттабыч" Ю.Г. Томин. "Шёл по городу волшебник", "Карусели над городом", "А, Б, В, Г, Д и другие" В.Г. Губарев. "Королевство кривых зеркал" В.В. Медведев. "Баранкин, будь человеком!" А.С. Некрасов. "Приключения капитана Врунгеля" В.Т. Коржиков. "Мореплавания Солнышкина" А.И. Семёнов. "Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы" В.Г. Машков. "Между А и Б" , "Последний день матриархата" Ю.Т. Воищев, А.А. Иванов. "Крах Мишки Мухоркина" Э.М. Офин. "Тёплый ключ" Ю.И. Коваль. Сборник рассказов "Про них" С.М. Голицын. "Сорок изыскателей" В.Г. Попов. "Тёмная комната", "Нас ждут" А.Г. Борщаговский. "Стеклянные бусы" Г.П. Михасенко. "Неугомонные бездельники", "Милый Эп" А.М. Минчковский. "Старик прячется в тень", "Десять дней одни втроём" В.П. Баскаков. "Витамин «Т»" Р.П. Погодин. "Книжка про Гришку" Вл.А. Бахревский. "Ждите нас волшебниками" В.К. Железников. "Жизнь и приключения чудака" Вл.П. Крапивин. "Мушкетёр и фея", "Трое с площади Карронад", "Журавлёнок и молнии", "Застава на Якорном поле", "Колыбельная для брата", "Голубятня на Жёлтой поляне", "Ампула Грина" Л.Ф. Воронкова. "Алтайская повесть", "Личное счастье" А.Г. Алексин. "Саша и Шура" и др. А.А. Лиханов. "Чистые камушки" Б.А. Костюковский, С.А. Костюковский. "Наш корабль «Надежда»" Г.Д. Ширяева. "Человек Иван Чижиков", "Гюрги-Дюрги-Дюк" В.Ф. Козлов. "Гость из леса", "Юрка Гусь", "Тайна Мёртвого озера", "Президент Каменного острова" С.Ю. Сахарова. "Академия домашних волшебников" "Магистр вежливых наук, или путеводитель по стране вежливость" Ю.Д. Дмитриев. "Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил? и др. С.А. Заречная. "Казачок графа Моркова" Л.А. Чарская. "Княжна Джаваха" Н.А. Равич. "Повесть о великом поморе" С.П. Алексеев. "Грозный всадник", "Небывалое бывает", "История крепостного мальчика" и др. А.М. Линевский. "Листы каменной книги" Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник", "Былины" К.Г. Паустовский. "Колотый сахар", "Корзина с еловыми шишками" и др. В.А. Осеева. "Динка", "Динка прощается с детством", "Отцовская куртка", "Бабка", "Татьяна Петровна", "У костра", "В классе", "Почему?", "Новички", "Кочерыжка" Н.В. Богданов. "Чудесники", "Партия свободных ребят", "Пропавший лагерь", "О смелых и умелых" А.П. Гайдар. "Дальние страны", "Тимур и его команда" Е.Я. Ильина. "Четвёртая высота" И.И. Ликстанов. "Приключения юнги" А.Т. Твардовский. "Рассказ танкиста" К.М. Симонов. "Сын артиллериста" С.М. Георгиевская. "Галина мама" Ф.И. Титов. "Часы без стрелки" Б.Н. Никольский. "Солдатская школа" А.А. Севастьянов. "Дикий Урман" Б.П. Полевой. "Повесть о настоящем человеке" Е. Морозов. "Вечный огонь клёнов" В.А. Каверин. "Два капитана" Ю.М. Рышков. "Капитан Быстрова" Г.И. Матвеев. "Зелёные цепочки", "Тайная схватка" С. Обрант. "Вперёдсмотрящие" Л.Д. Платов. "Секретный фарватер" Б.И. Зотов. "По следам золотого идола" Книги серий "На море и на суше" и "Мир приключений" М.В. Семенова. Книги о Волкодаве, "Хромой кузнец", "Лебеди улетают" и др. Я. Наврот. "А в Патафии не очень, или второе путешествие профессора Трикса" У. Ле Гуин. "Волшебник Земноморья" А. Линдгрен. "Приключения Калле Блюмквиста", "Рони - дочь разбойника", "Расмус-бродяга" Л. Кэррол. "Алиса в стране чудес", "Алиса в Зазеркалье" Р. Киплинг "Маугли" С. Лагерлёф. "Приключения Нильса с дикими гусями" Дж. Даррелл. "Моя семья и другие звери", "Под пологом пьяного леса" А. Сент-Экзюпери. "Маленький принц" Дж. Крюс. "Тим Талер или Проданный смех" Я. Корчак. "Король Матиуш Первый" М. Твен. "Приключения Тома Сойера" Дж. Триз. "Ключ к тайне" Ж.-А. Ронни-старший. "Борьба за огонь", "Пещерный лев" В. Скотт. "Айвенго", "Владетель Баллантрэ" Р. Стивенсон. "Остров сокровищ" Л. Жаколио. "Покоритель джунглей" Ж. Верн. "Пятнадцатилетний капитан" и др. Р. Сабатини. "Морской ястреб" А. Дюма. "Три мушкетёра", "Граф Монте-Кристо" Ф. Купер. "Последний из могикан" А. Конан Дойль. "Рассказы о Шерлоке Холмсе" Г. Честертон. "Рассказы об отце Брауне" О'Генри. Рассказы Т. Хейердал. "Путешествие на Кон-Тики" Р. Джованьоли. "Спартак"

 СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 "Слово о полку Игореве" "Калевала" Ш. Руставели. "Витязь в Тигровой шкуре" А.С. Пушкин. "Руслан и Людмила", "Евгений Онегин" Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба" Н.С. Лесков. "Обойдённые", "Островитяне", "Очарованный странник", "На краю света", "Некуда", "На ножах", "Загадочный человек", "Святочные рассказы" и др. И.С. Тургенев. "Ася" и др. Ф.М. Достоевский. "Белые ночи", "Преступление и наказание", "Бесы", "Подросток" Н.А. Некрасов. "Мороз, Красный нос", "Русские женщины" и др. А.П. Чехов. "Попрыгунья", "Ариадна", "Дом с мезонином", "Цветы запоздалые", "Дама с собачкой" и др. Л.Н. Толстой. "Анна Каренина" А.М. Горький. "Детство", "В людях", "В Америке", "На соли", "Дед Архип и Лёнька" и др. С.М. Степняк-Кравчинский. "Домик на Волге" Э.Л. Войнич. "Овод", "Оливия Лэтам" А.Н. Толстой. "Гадюка", "Русский характер" А.И. Куприн. "Олеся", "Молох" В.Г. Короленко. "Слепой музыкант" В.В. Маяковский. "Хорошо", "Во весь голос" и др. М.А. Шолохов. "Поднятая целина", "Тихий Дон", "Судьба человека" А.С. Макаренко. "Педагогическая поэма", "Книга для родителей" Н.В. Богданов. "Когда я был вожатым" А.Т. Твардовский. "Василий Тёркин" Н.Н. Носов. "Тайна на дне колодца" В.П. Катаев. "Волшебный рог Оберона" Е.А. Пермяк. "Саламата" Л.И. Бородин. "Год чуда и печали" И.А. Ефремов. "Час быка", рассказы. Н.Е. Шундик. "Белый шаман" В.Г. Распутин. "Уроки французского", "Что передать вороне", "Век живи – век люби" Ф.А. Абрамов. "Братья и сёстры" К.Д. Воробьёв ."Убиты под Москвой", "Крик" А.С. Иванов. "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов" В.В. Смирнов. "Тревожный месяц вересень" Д.Я. Гусаров. "Партизанская музыка", "Боевой призыв", "Цена человеку" , "За чертой милосердия" В.А. Закруткин. "Матерь человеческая" Ю.В. Бондарев. "Горячий снег", "Берег" Г.Л. Немченко. "Заступница" В. Веденеев. "Человек с чужим прошлым" О.М. Степанов. "Максима, сын Прокко" и др. А. Тимонен. "Мирья" Р.Г. Мустонен. "Третье око" Н.П. Попова. "Дорога длиною в полвека" В.Ф. Козлов. "Солнце на стене" Б.П. Екимов. "Короткое время бородатых" К. Булычев. "Кому это нужно", "Марсианское зелье" Ю.Г. Слепухин. "Киммерийское лето" М.В. Семёнова. "Валькирия", "Лебединая дорога" Р. Сабатини. "Скарамуш" Ш. Бронте. "Джейн Эйр" У. Коллинз. "Женщина в белом" С. Унсет. "Кристин, дочь Лавранса" Ж. Санд. "Консуэло" Г. Честертон. "Человек, который знал слишком много" О'Генри. "Короли и капуста" К. Гамсун. "Голод", "Мистерии", "Пан", "Виктория" К. Саймак. "Зачем их звать обратно с небес?", "Всё живое", "Почти как люди", "Что может быть проще времени" Р. Брэдбери. "Были они смуглые и золотоглазые", "Убийца", "Пешеход", "Бетономешалка", "Огненные шары", "Р — значит ракета", "Вино из одуванчиков", "451 градус по Фаренгейту"

                                 ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

"А ТАМ ТЕМНО И СТРАШНО!" 
 Еще вчера малыш спокойно засыпал в темной комнате. А сейчас он требует не выключать свет и сидеть с ним, пока он не уснет. Без паники! Появление подобных страхов - всего лишь показатель развития вашего ребенка! На страх темноты жалуются родителям многие дети. Чаще всего страхи такого рода - темноты и одиночества - проявляются в возрасте около 2-3 лет, иногда немного позже. Ребенок не хочет, чтобы вы выключали свет, просит оставить открытой дверь его комнаты, бегает к вам по ночам, а то и вовсе отказывается спать в своей кроватке. Что же с ним происходит?
 Ой, а где это я? 
 В темноте мирок, в котором малыш прекрасно ориентируется, исчезает. Его игрушки, вещи, весь привычный дневной порядок превращаются в нагромождение теней. Комната утрачивает знакомый облик. Просыпаясь среди ночи, ребенок даже не сразу может понять, где находится. Один в кроватке, наедине с темнотой и тишиной, ребенок внезапно чувствует себя маленьким, уязвимым, покинутым. И ощущает ту самую распространенную грусть, связанную с переживанием одиночества. 
 Почему? 
Появление таких страхов связано с взрослением, обретением автономии, осознанием своей отдельности. Это период, когда детскую иллюзию всемогущества сменяет принцип реальности. Нужно понять, что для малыша это необходимый, но несколько болезненный процесс. Он сопровождается появлением страха исчезновения, смерти. Именно поэтому дети в этот период так неохотно отпускают от себя родителей. При свете дня эти страхи уходят в тень, ребенком владеет дух победителя, активного исследователя. Но как только он остается наедине с собой, чувство одиночества и беспомощности возвращается. Постепенно подобные переживания утратят остроту и воплотятся в более понятные, "земные" страхи: Бабы-Яги, волка и т. д. Таким образом детская психика защищается от слишком сильных переживаний, от экзистенциального страха, который маленький ребенок не в состоянии осознать и "переработать". 
 Что делать? 
Вы можете помочь малышу в этот период, если с пониманием отнесетесь к тому, что с ним происходит. Не обесценивайте переживания ребенка, не говорите ему, что он боится "ерунды", что он "уже большой", что "бояться стыдно". Успокойте его, скажите, что вы всегда рядом. Если ребенок просит ночник и благодаря ему чувствует себя спокойнее, не отказывайте. Этот рассеянный свет позволит малышу убедиться, что его мир в целости и сохранности, и он спокойно уснет. Вы можете научить ребенка самостоятельно включать ночник или дать ему фонарик - так он почувствует, что может сам справляться со страхом, контролировать его. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, поиграйте с ним: сделайте из одеял пещеру, заберитесь в нее вместе с малышом, позавывайте там дружно, попугайте друг друга. С вами ему будет очень весело и лишь немного страшно - это такой "веселый" испуг, бЕз напряжения и ужаса. Поиграйте в жмурки: пусть ребенок вслепую узнает окружающие его предметы; совершите дружную ночную прогулку по дому или по саду… 
Победить врага 
Некоторые дети повсюду "видят" монстров. Волк, ведьма, привидение… Ужасные и прожорливые существа, они притаились в темных уголках комнаты, спрятались под кроватью ребенка, закрылись в шкафу. Засыпание для ребенка превращается в настоящий кошмар, он закутывается в одеяло, накрывается с головой, крепко зажмуривает глаза и лежит не шевелясь, чтобы его "не заметили". 
 Почему? 
 Совсем необязательно, что ребенок насмотрелся "страшилок": эти существа - плод его воображения, образное воображение его страхов, эмоций, гнева. Те чувства, которые он не может или не умеет выразить, воплощаются в фантазиях в пугающих существ, представляющих для него угрозу. С 3 до 5-6 лет он не до конца разделяет реальное и воображаемое, они смешиваются, и страхи доставляют ему отнюдь не воображаемые страдания. Постарайтесь понять, с какими реальными событиями может быть связано их возникновение. Возможно, родители часто ссорятся и думают о разводе, кто-то из членов семьи болеет, ребенок не может привыкнуть к детскому саду. Иногда ночные страхи могут быть следствием невыраженного гнева ребенка, это характерно для семей, где не принято открыто выражать свои чувства. Или есть какой-то семейный секрет, что-то витает в воздухе, но от ребенка это скрывают. В общем, надо понять, идет ли речь об игре воображения, характерной для этого возраста, или об устойчивых страхах, преследующих ребенка из ночи в ночь и причиняющих ему настоящие страдания. Во втором случае лучше обратиться к детскому психологу, который поможет ребенку выразить эмоции и осознать причины возникновения страхов. 
 Что делать? 
Если пугающие существа не столь сильно нарушают жизнь вашего чада, самое время достать классиков детской литературы, где монстры и крокодилы сдаются и пятятся при виде самых смелых детей. Не смейтесь над страхами малыша, но и не погружайтесь полностью в го фантазии, помогайте ребенку отделить воображаемое от реального. Каждый родитель может придумать свое решение проблемы. Отцы часто ищут спасительные средства в фантазиях ребенка, придумывают, например, магические мечи. Главное, что они вооружают ребенка таким "арсеналом" для преодоления страхов, которым он сможет пользоваться самостоятельно. И на определенном этапе это может сработать. Но не стоит этим увлекаться, магический меч не поможет при встрече с более сильным и агрессивным ребенком. Матери больше склонны к успокоительным беседам и разъяснениям: "Это нормально, что ты боишься, такое бывает со многими людьми, я рядом и могу тебя защитить". Все эти стратегии по-своему хороши, потому что они делают ребенка более сильным и уверенным, и если он проснется среди ночи, то сможет сам успокоиться и снова заснуть. Но будьте терпеливы: способность к самоуспокоению развивается постепенно, по мере взросления ребенка, приобретения им представлений о мире и о самом себе. Я к вам пришел надолго поселиться Иногда ребенок отказывается спать один в темноте не потому, что боится. В возрасте около трех лет начинается так называемый "эдипов период", когда ребенок испытывает особые чувства к родителю противоположного пола и соперничает с родителем своего. Нередко в это время он испытывает ревность и пытается "вклиниться" между папой и мамой. 
 Почему? 
 Малыш ощущает беспокойство в этих новых для него отношениях и пытается их регулировать. С этой целью он совершает набеги в родительскую кровать, чтобы не чувствовать себя покинутым, когда мама и папа вместе. 
 Что делать? 
"Нет, не уходи", "я хочу спать с тобой"… Постарайтесь быть последовательными и стойте на своем, объясняя ребенку, что он не сможет занять место в вашей кровати. Но если ребенок переживает эдипову ситуацию слишком остро, он может найти способ пробраться в вашу постель, например, "обзаведясь" страхами, начав писаться и т. п. Что ж, в таком случае вам придется сдать позиции: разрешите ребенку лечь на вашу кровать, полежите рядом с ним, пока он засыпает… Но это не решение проблемы. Постепенно трудности можно разрешить, дружно укладывая ребенка в постель: спокойная обстановка, успокаивающий ритуал (история, любимая игрушка, поцелуй), который не надоедает, успокаивающие слова. И, конечно, ваша уверенность в том, что каждый действительно должен спать на своем месте: "Мама и папа на большой кроватке, а ты на своей, маленькой кроватке". И все это будет действовать еще лучше, если днем вы будете убеждать ребенка в том, что он взрослеет и постепенно справится со своим беспокойством. Обязательно похвалите, если он сможет спать у себя всю ночь. Рано или поздно ребенку придется примириться с тем, что он спит отдельно.


                                      ++++++++++++++++++++++++++++++++++


ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Психофизиологическая готовность к школе — это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить, ответив на следующие вопросы.
  1. ЕСТЬ ли у ребенка желание учиться?
Как это узнать?
Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». А потом спросите своего малыша: а как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

2. МОЖЕТ ли ребенок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия?
Как это узнать?
Есть такая игра: «ДА и НЕТ не говорить, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов ДА и НЕТ, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти. Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

3. РАЗВИТА ли у ребенка речь? Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений).
Как это узнать?
Попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4. ДОСТАТОЧНО ли хорошо у ребенка развит фонематический слух? Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить.
Как это узнать?
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия. Вторая игра — «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.

5. Умеет ли он МЫСЛИТЬ логически?
Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось. Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми.

6. Как ЗАНИМАТЬСЯ с детьми Удовлетворяя любознательность детей, родители тем самым помогают им приобрести навыки учебной деятельности.
В первые шесть лет своей жизни дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как и во что играть с детьми, так как игра и домашние занятия с ними помогают в учебе. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ СВОИМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ

Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов: · поддерживайте интересы ребенка; · предлагайте ребенку новый материал для речевого развития; · поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки; · одобряйте применение знаний в деятельности.


                                           ++++++++++++++++++++++++++++++++


КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

1. Создайте ребенку дома условия для игр и творчества. Оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению:

- уголок для спокойного отдыха и чтения, для релаксации - с ковром, подушками, уютной лампой;

- место на полу для занятий с большими игрушками - конструктором, железной дорогой, кукольным театром;

- достаточно большой стол для рисования, настольных игр - одному или с друзьями;

- место, где ребенок мог бы оборудовать себе секретное убежище с помощью одеял и других подручных средств - как палатку, шалаш или домик;

- ящик для игрушек и вещей, полезных в игре, время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребенка

2. Осваивайте с ребенком обычные виды детского творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия:

- в качестве изобразительных средств можно использовать все что угодно. Для рисования - обычный песок и сыпучие продукты - крупы, для аппликации - нитки, листья, ракушки и камешки, для скульптуры - картофельное пюре, папье-маше и пену для бритья, вместо кисточки - собственные пальцы или ладошки, скалку и т д.

- для конструирования и строительства предлагайте разнообразные материалы от готового конструктора до подручных средств - например, картонных коробок разных размеров.

- старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.

- помогайте ребенку освоить возможности его собственного тела - предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.

3. Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения:

- стимулирующие воображение, фантазию,

- подарки, помогающие освоить новые навыки - различные инструменты, наборы для ручной работы, возможно, приборы - например, фотоаппарат или микроскоп,

- интересные справочные издания, энциклопедии (возможно, и в электронном виде), музыкальные записи, видеофильмы, альбомы с репродукциями, абонементы в театр.

4. Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях. Может быть, вы до сих пор храните альбомы со своей детской коллекцией марок или значков - рассмотрите их вместе с ребенком, поищите информацию о том, чего только не коллекционируют люди, помогите выбрать и положить начало новой коллекции.

5. Конечно, не забывайте время от времени бывать на экскурсиях и в разнообразных музеях. Найдите возможность познакомить сына или дочь с профессионалами - наверняка среди ваших знакомых найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый-исследователь. Можно побывать в мастерской художника, на операции в больнице или на реставрационных работах в музее.


                        ++++++++++++++++


Законы родительской истины
 Закон 1. 
 Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов! 
 Закон 2.
 Не унижайте своего ребенка. Унижая его, вы фор­мируете у него умение и навык унижения, которые он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы. 
 Закон 3.
 Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти. 
Закон 4. 
 Не налагайте запретов. В природе ребенка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется по­пробовать, не забывайте об этом 
 Закон 5.
 Не опекайте своего ребенка там, где можно обой­тись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоя­тельно СТАТЬ БОЛЬШИМ.
 Закон 6. 
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте со­блюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. 
 Закон 7. 
 Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеять­ся над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеять­ся вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие. 
Закон 8.
 Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! 
 Закон 9. 
 Будьте всегда последовательны в своих требовани­ях, хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». 
Закон 10. 
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунта­рем и буяном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно попробовать, прежде чем станешь взрослым! Дайте воз­можность своему ребенку быть ребенком во время детства, иначе период детства продолжится и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ре­бенка, и для вас, родители! 
Закон 11. 
 Помните, что самое большое родительское сча­стье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!  


                            ++++++++++++++++++++
СБОР ПОДАРКОВ К НОВОМУ ГОДУ!Дорогие все!
Объявлен Большой Новогодний Сбор подарков для наших бабушек и дедушек из домов престарелых и сельских больниц.
Подарки мы собираем 6 и 18 декабря с 18 до 21 часа в 6 кофейнях «Старбакс» по адресам:
1. Павелецкая площадь, 1 (м. «Павелецкая»)
2. МДМ, Комсомольский просп., 28 (м. «Фрунзенская»)
3. ТЦ Дружба, ул. Новослободская, д. 4. (м. «Новослободская»)
4. Арбат, 19 (м. Арбатская/Смоленская)
5. ТЦ «Звездочка», ул. Покрышкина, 4 (м. «Юго-Западная»)
6. Кузнецкий мост, 21/5 (м. «Кузнецкий мост»)
Карта: https://www.facebook.com/StarbucksRussia/app_41955958..

Логистическое сопровождение нам помогает организовать благотворительный фонд Foodbank Rus, специализирующийся на поставках гуманитарной помощи нуждающимся. Наши партнеры предоставили нам помещение склада, где будут собираться подарки, а также организуют доставку подарков, собранных в кофейнях “Старбакс” нашим бабушкам и дедушкам.

Если у вас не получается принести подарки в «Старбакс» в эти дни, запасной аварийный вариант — к нам на Смоленскую набережную, д. 5/13, 1 подъезд. Нажать «вызов дежурного», консьержка покажет, где оставить. Но лучше все же в «Старбакс»!

Подарки могут быть такие:
• красивые керамические кружки,
• яркие календари,
• пластмассовые расчески,
• платочки на голову для бабушек,
• ночные рубашки для бабушек
• кепки для дедушек,
• футболки для дедушек,
• носки теплые, тапочки (от 39 размера) обязательно с задником,
• небольшие мягкие игрушки,
• мягкие сладости (пастила, зефир, мармелад, батончики)

Можно собрать отдельный подарок, это может быть:
• платочек + расческа + открытка + шоколадка,
• тапочки (от 39 размера) + открытка + маленькая упаковка пастилы,
• мягкая игрушка (их очень любят, правда) + открытка + коробочка мармелада,
• красивая кружка + расческа + открытка + маленькая упаковка зефира,
• футболка мужская + открытка + календарь + маленькая упаковка батончиков.

По возможности наклейте, пожалуйста, на пакет бумажку, на которой будет перечислено его содержимое.

Спасибо вам огромное!!!


                                           +++++++++++++++++++++++++++++++
10 вещей, которые нельзя заставлять делать ребенка 

 1. Лгать В том числе и по мелочам («Скажи, что меня нет!»). И не только потому, что врать вообще нехорошо. Если ваш ребенок будет относиться ко лжи как к чему-то обыденному и будет лгать другим людям, то рано или поздно он будет врать и вам тоже. А вы этого даже не сможете понять, потому что актерская игра с опытом оттачивается до совершенства. 

 2. Есть, когда ребенок не голоден Да, существуют нормы, по которым педиатры рекомендуют кормить ребенка определенного возраста. Но эти нормы совсем не так велики, как кажется большинству заботливых мамочек. 

 3. Быть тем, кем ребенок не является Если ваш ребенок, скажем, застенчив, то смиритесь с этим и примите его таким. Не заставляйте его быть (или казаться) общительным, если по своей природе ему это претит, или если сам ребенок не страдает от своей застенчивости. То же самое касается и чересчур активных, подвижных, шумных детей. 

 4. Извиняться неизвестно за что Я все время слышу, как на игровой площадке кричит какая-нибудь мамочка: «Немедленно извинись!». И малыш послушно повинуется, не имея ни малейшего представления, за что он извиняется и кому это нужно. Извинение становится лишь обязательным, но малопонятным ритуалом, не несущим в себе ни доброты, ни такта, ни сожаления. Поэтому перед тем, как потребовать извинений, потрудитесь хотя бы коротко объяснить малышу, за что же именно ему нужно извиняться. 

 5. Здороваться с незнакомыми людьми Брать от них сладости, игрушки или деньги. Не знаю, может, это исключительно моя паранойя, но мне не нравится, когда детей начинают втягивать в задушевную беседу абсолютно незнакомые люди или угощают их конфетами. Поэтому правило Красной Шапочки: «Не разговаривай с незнакомцами!» я прививаю ребенку с раннего детства. 

 6. Дружить с тем, кто им не нравится Даже если вы лучшие подруги с мамой другого ребенка, это не значит, что ваше собственное чадо тоже должно дружить с этой семьей. И терпеть, когда его дразнят, ломают его игрушки или тянут за волосы только потому, что вы не хотите ссориться с мамой обидчика. Дружите сами, ходите вместе по магазинам и в кино, пейте вместе чай, а ребенку предоставьте дружить с тем, с кем хочет он. 

 7. Резко менять свои привычки Неважно, идет ли речь о том, чтобы отказаться от бутылочки, спать в отдельной постели или перестать сосать соску. Для того, чтобы измениться, малыш должен «созреть». Переходы от старого к новому должны быть плавными и постепенными. 

 8. Сажать ребенка на строгую диету, заставлять поститься или наказывать едой Да, существуют дети с лишним весом, но вряд ли из-за этого нужно всегда отказывать им в конфетах или чипсах. Нельзя делать культа из еды и, добавим, из диет. Запретный плод, как известно, сладок. Если вы хотите контролировать или ограничить какие-то продукты, вредные для ребенка, то не держите их дома, не подвергайте его лишний раз соблазнам, объясните ребенку принципы, по которым ему нужно питаться, но не запрещайте категорично эти продукты, если, конечно, речь не идет о тяжелых случаях аллергии. 

 9. Ночевать там, где ему некомфортно Когда я была маленькой, я терпеть не могла оставаться ночевать у бабушки, несмотря на всю мою любовь к ней. Уже через полчаса мне отчаянно хотелось домой, кровать казалась неудобной, обстановка непривычной, мне даже было противно пользоваться чужой ванной. Я чувствовала себя никому не нужной и всеми покинутой. Если ваш ребенок испытывает сходные чувства, то не надо его заставлять ночевать в незнакомом месте. Конечно, иногда родителям просто необходимо иметь в своем распоряжении свободный вечер, но вместо того, чтобы отсылать куда-то ребенка, лучше попросить бабушку или другого взрослого человека переночевать у вас дома. 

 10. Делать то, что у них получается плохо Я не призываю вас воспитывать людей, опускающих руки при малейшей неудаче, но если ваш ребенок после многомесячных тренировок все еще не может устойчиво стоять на коньках, да еще и ненавидит этот процесс, то, может, стоит заменить фигурное катание на музыкальную школу, как бы вам ни хотелось быть мамой фигуриста-чемпиона мира. Бесконечные провалы воспитают в ребенке комплекс неудачника. И наоборот, малейшие удачи вдохновят его на дальнейшие подвиги и упорный труд. Лучше быть хорошим гандболистом, чем плохим футболистом, даже если второй вид спорта намного престижней, чем первый. Позвольте ребенку самому сделать выбор. 

 В любом случае, помните, что ваш ребенок – это не только ВАШ ребенок, но и самостоятельная маленькая личность. Чем раньше ребенок научится сам принимать решения, тем раньше он научится нести ответственность за свои поступки.





Приглашаем родителей на самое яркое Интернет-мероприятие уходящего года, которое мы организовали совершенно БЕСПЛАТНО! Присоединяйтесь на конференцию "ПОЗИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"!

НА КАКУЮ ТЕМУ БУДУТ СЕМИНАРЫ?
На семинарах мы покажем вам самые простые и действенные подходы для понимания причин негативного поведения Вашего ребёнка и обучим способам менять это поведение.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ СЕМИНАРОВ ЦИКЛА
«ПОЗИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»:

Почему дети себя плохо ведут?
Плохое поведение – симптом или проблема?
Позитивные стороны плохого поведения ребёнка.
Что движет поведением ребёнка?
Чего добивается ребёнок, когда плохо себя ведёт?
Три базовых принципа психологии поведения ребёнка.
Две самые главные цели и потребности ребёнка в семье.
Как дать ребёнку почувствовать свою значимость?
Как порядок рождения влияет на характер ребёнка.
Что такое приоритет личности и какой он у вас?
Как Ваш характер влияет на поведение ребёнка.
Что такое эго-состояние?
Из какого эго состояния следует общаться с ребёнком?
Что такое «Время для разума, тела и души»?
Нужно ли награждать за хорошее поведение?
Чем отличается поддержка от похвалы?
Обратная сторона похвалы.
Внешний и внутренний фокус контроля.
Почему важно говорить спокойным голосом?
Компетентный Гигант.
Какие слова родителей подавляют ребёнка?
Зачем ребёнку участвовать в делах семьи?
Какой должен быть вклад ребёнка в семейные дела?
(от 1,5 до 18 лет)
Карманные деньги: сколько, когда, как, зачем?
Покупки для ребёнка: что, сколько, когда, как часто?
Эффект «Пинаю ногой автомат».
Кто имеет власть в Вашей семье?
Надо ли предлагать выбор ребёнку и для чего?
Проактивный и реактивный способ предлагать выбор.
Как правильно предлагать выбор.
Что лучше: наказания или последствия поступков.
Естественные последствия поступков.
Логические последствия поступков.
Правила использования естественных последствий.
Ошибочные цели поведения ребёнка.
Соперничество братьев и сестёр.
«Я» – сообщения – «Ты сообщения».
Ценность семейных советов – кто, когда и зачем.

ВСЁ ЭТО СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО !

Конференция будет идти в online формате (через Интернет) каждый день:
15 дек, в суб - начало в 19:00
16 дек, в воскр — начало в 19:00
17 дек, в понед - начало в 11:00 и в 19:00
18 дек, вт — начало в 11:00 и в 19:00
(время моск)

Пригласите Ваших друзей у которых есть дети, сделайте перепост на свою страницу, и они Вам скажут спасибо!


зарегистрироваться и узнать больше по ссылке:
http://ipsyholog.quickpages.ru/parentingsolutions


                                         +++++++++++++++++++++++++++++++++++



ЧЕГО БОЯТСЯ РОДИТЕЛИ? 5 МИФОВ О ВОСПИТАНИИ

Сегодня мне бы хотелось поговорить о стереотипах воспитания, разрушающих отношения между родителями и детьми. И наверняка всё, написанное ниже, для многих из вас – очевидность и банальность. А я этому очень рада! Но при этом, вероятно, многим из вас это знание приносит много печали в столкновении с повседневным окружением, особенно со старшим поколением. И возможно, мои доводы, размышления, личные примеры пригодятся тем, чью уверенность в правильности своих действий это воинствующее повседневное окружение может пошатнуть. Кому не хватает пока внутренних аргументов, кого (как меня, признаюсь) достаточно легко вышибить в позицию ребенка, заставить сомневаться напористым вторжением в личное пространство. Я не буду ссылаться на авторитетные источники, здесь мне интереснее будет проанализировать свой личный опыт (как бывшего ребенка и как родителя), или просто обратиться к разумным закономерностям, сказать себе: «Стоп! А с чего я вообще взяла что…»

Итак, вот они, педагогические мифы, которые держат в страхе и заставляют отказаться от собственной интуиции, говорящей об истинных потребностях ребенка. Все они давят именно на страх, ведь ошибиться в вопросах, касающихся детей, которые зависят только от тебя – это очень страшно, тут уже целый снежный ком из вины, стыда, переживаний за будущее (впрочем, у каждого свой букет). И что самое печальное, многие из этих стереотипов, в конце концов, разрушают отношения родителей с детьми, в той или иной мере, отдаляют их друг от друга, лишают со-настройки и эмпатии…

МИФ №1.
Если давать ребенку то, что он хочет, он захочет еще большего, и рано или поздно сядет на шею и свесит ножки.

Чтобы развенчать этот миф, надо сконцентрироваться именно на слове «хочет». На самом деле, больше всего на свете ребенок хочет, чтобы его родители его любили, видели и слышали. И в этом смысле слишком много дать ребенку невозможно. Утолив голод привязанности, ребенок вряд ли будет просить «добавки» – у него же столько важных дел!

Слишком много игрушек, похвалы, свободы, развлечений и тд – а вот тут уже вопрос в том, зачем мы это даем, что вкладываем в эти дары. Представьте себе три одинаковые на первый взгляд, но очень различающиеся по сути ситуации:

1. Ребенку регулярно покупают игрушки родители, так как они очень заняты, круглые сутки на работе и таким образом они выражают свои чувства к нему.

2. Игрушки покупают, потому что не выдерживают требовательных истерик «хочу, хочу, хочу!!!»

3. У ребенка довольно большое окружение из родственников, друзей семьи и так далее, и всем им хочется оказать какой-то знак внимания, приходя в гости.

Все эти ситуации будут очень разными, и «проблемные последствия» будет создавать не обилие игрушек, а тот контекст, в котором оно возникает. А в контексте здоровых отношений, надежной привязанности, способности родителей помогать ребенку мириться с тщетностями и адаптироваться к жизни – такой, какая есть, – избыток чего-то вряд ли сыграет роковую роль.

Некоторые родители запрещают что-либо, отказывают ребенку в просьбе в воспитательно-профилактических целях, опираясь на полуосознанное опасение «если я буду все разрешать – разбалую». Какие-то дети после этого просто перестают спрашивать разрешения, а начинают ставить перед фактом. И вот тогда «воспитывать» их становится по-настоящему трудно. Других детей это приводит к выученной беспомощности, и это уже становится их проблемой, которую они уносят во взрослую жизнь в виде такой же полуосознанной установки «а зачем совершать какие-то телодвижения, если все равно свыше «не разрешат».


МИФ № 2.
Если жалеть ребенка из-за каждой ерунды, он вырастет плаксой.

И снова стоит задуматься над тем, что значит «жалеть». Я бы сказала, что если человек чем-то огорчен, ему стоит посочувствовать. А чем ребенок не человек-то? Со-чувствовать – то есть разделить с ним его чувства, не отвергая. Не оставляя наедине с ними. Но не тревожиться больше, чем он сам. Вот сами скажите, по-честному, вас когда-нибудь утешало в моменты уныния это позитивное и ободряющее: «Ну что ты паришься из-за ерунды?! А ну, прекращай!»

У меня пока родительский стаж совсем маленький, но я вот что скажу. Мальчик мой довольно чувствительный и мамский. Когда ему был год, он мог реветь «из-за каждой ерунды», и заботливое окружение все выжидало, когда же я с ним как с мужчиной-то буду. А я жалела, сочувствовала. Но не переживала, не нервничала, а просто была готова принять его огорчение. И вопреки прогнозам этого заботливого окружения, плачет он сейчас гораздо меньше и успокаивается гораздо легче. Хотя, по их меркам все же плакса, наверное. Но то, как он меняется и взрослеет гораздо важнее того, каков он по сравнению с другими детьми. И не потерять способность чувствовать, разрешать себе это делать – тоже важно.

Кстати, если год назад, на «я ударил пальчик», необходимо было человека обнять, погладить, поцеловать и дать грудь, то уже полгода назад стало хватать мимолетного символического поцелуйчика. А однажды так не хотелось отрываться от игры, что сам себе палец поцеловал, тут же успокоился и продолжил.

МИФ № 3.
Говорить ребенку, что ты сейчас уйдешь, несмотря на слезы – это издевательство. Лучше уйти незаметно, когда он чем-то увлечен.

Виной этому мифу - снова недостаток эмпатии, или даже элементарной логики. Уходя, пока ребенок чем-то увлечен, мы безусловно избегаем ситуации с горькими слезами в нашем присутствии. Но дальше-то что? Достаточно ведь просто поставить себя на место ребенка. Была мама, и вдруг исчезла, хотя ничего не предвещало катастрофы. А вдруг она не вернется? И можно ли ей теперь доверять? И вообще, может не стоит расслабляться, мир такой непредсказуемый – надо все время быть начеку.

Снова сошлюсь на опыт с годовалым сыном. С мамой и бабушками у нас прямо борьба была за это право ребенка быть в курсе происходящего. Меня чуть ли не садисткой считали. А тем временем малыш очень быстро перестал огорчаться, потому что из раза в раз ситуация повторялась – мама обещала вернуться и возвращалась. Бывает, конечно, и сейчас тоже, что не хочется отпускать маму, а маме очень надо уйти. Но сочувствующий взрослый помогает пережить это огорчение. Сочувствующий, а не обманывающий и отвлекающий.


МИФ № 4.
Одно из первых слов, которое должен говорить малыш – спасибо.

Признаться, я и сама какое-то время под влиянием этого мифа придавала значение младенческой вежливости, и даже разыгрывала сценки про то, как Веня говорит спасибо и пожалуйста…пока не увидела, насколько все это ему глубоко фиолетово. Ну не понятно это еще малышу! И в момент, когда ему чего-то будет очень сильно хотеться, он все равно будет это требовать. Поэтому единственное, на что стоит обращать внимание, – это на свою собственную вежливость, причем как при ребенке, так и без него. На искреннюю вежливость, как выражение бережного и уважительного отношения к окружающим.

Это, конечно, совсем не тот миф, что способен разрушить отношения с ребенком, но повод задуматься, на что стоит тратить родительские усилия.

МИФ № 5.
Без наказаний воспитание невозможно.

Это утверждение работает в условиях, когда родители не чувствуют того, что происходит внутри ребенка, не понимают, что им движет. Тогда, безусловно, никаких инструментов, кроме манипуляций, угроз и, соответственно, наказаний (чтобы угрозы не стали пустым звуком), им и не остается. Но если попытаться быть ребенку помощником, а не контролером, призвать на помощь своего внутреннего ребенка, чтобы он подсказал, что может ребенок чувствовать в той или иной ситуации, наказания вряд ли понадобятся. Правда, есть важный момент: со своим внутренним ребенком прежде надо хорошенько разобраться, чтобы он не мстил за свое детство. Так бывает, когда наши реакции на какие-то действия ребенка импульсивны, когда мы сначала наказываем, а потом объясняем себе «я делаю это ради его же блага».

В моем детстве наказания еще массово были нормой, а воспитание без наказаний, по мнению большинства, могло привести только к избалованности и вседозволенности. Теперь, став родителем, я вынуждена ломать в своей голове эти стереотипы не только на уровне сознания, но и на уровне импульсов. Пока что это не трудно – пока ребенок маленький, понять и принять его очень легко. К тому же наказания ему пока совершенно не понятны, он не может связать их с причиной. Еще год назад я, под влиянием авторитета Гиппенрейтер, которая писала, что наказания (шлепки) могут иметь смысл только в случае, когда необходимо срочно ребенка остановить (например, в случае опасности) – чтобы он связал мгновенное неприятное ощущение со своим действием – пару раз попыталась таким образом воздействовать на ребенка, когда он собирался опрокинуть на себя что-то тяжелое. Ну ему было или смешно, или обидно, но с самим запретом это никак не связывалось. Зато, если набраться терпения и внутреннего спокойствия, найти контакт с малышом – ему самому захочется послушаться. Даже уже в год! И это потрясающее зрелище. А когда что-то надо прекратить срочно, я его просто убираю от источника опасности, потому что пока что это моя зона ответственности.


Да, с малышами легче, чем с подросшими детьми. И родительского опыта с подросшими детьми я пока не имею. Но вот большой опыт наблюдений подсказывает мне, что дети, чьи родители, осознанно или интуитивно, предпочитают наказаниям естественные последствия (само собой, грамотно дозируя ответственность), находятся в гораздо более теплом и близком контакте как с родителями, так и с самими собой.

Автор: Надежда Монастырская

Комментариев нет:

Отправить комментарий